↑ Вернуться: Финляндия

Национальный парк Kolovesi, Финляндия. Описание парка.

В этом году наша семья решила устроить небольшое путешествие по Национальному парку Коловеси (Koloveden kansallispuisto) в сопредельной Финляндии.
Информацию удалось найти с большим трудом, поэтому делаю этот подробный пост – описание маршрута для тех, кто планирует аналогичное путешествие.

Напоминаю – все картинки кликабельны и их можно рассмотреть подробнее.

Вводная:
1-10 июля 2015 года.
Семья 4 человека (два взрослых и двое детей) с опытом байдарочных и прочих путешествий.
Две Таймени с собой.
Ехали из Санкт-Петербурга одной машиной. Машину загрузили не то чтоб по крышу, а и на крыше тоже (две байды, палатки, спальники, еда, и много других нужных вещей).
Бюджет минимальный (старались сэкономить на ночёвках, за счёт этого смогли позволить себе разной вкусной финской еды).

Основным источником информации для подготовки путешествия стал сайт http://www.nationalparks.fi/ru/kolovesi/

Здесь можно скачать русскоязычную pdf-карту Коловеси со всеми стоянками и достопримечательностями.

На всех стоянках есть описание парка, маршрута и правил поведения.
Внимание! Карты на месте более точные, чем в описании. Руководствуемся ими!

Итак, едем.
Парк Коловеси расположен примерно в 400 км от Питера, 50 км от Савонлинны.
Едем через Брусничное (можно и через Иматру, но дорога туда с нашей стороны в этом году сильно разбита), далее по шоссе 6 на север.
Проезжаем Париккалу и уходим с 6 на 14-е шоссе в направлении северо-запад (на Савонлинну).
Непосредственно перед Савонлинной сворачиваем направо (на север) на 471-е шоссе.
Если вы не успели заехать в Лидл – проедьте еще 2 км по 14-му шоссе. Лидл справа. Заезд туда хитрый, но разобраться можно.

Затем по 471-му шоссе едем через город Enonkoski.
Кстати, очень милый городок. Мы уделили ему пару часов и не пожалели.
Песчаные скульптуры, традиционная кирха, собственно сам коски (порог) на местной протоке…
Есть пара магазинов, если вы всё-таки что-то недокупили (S-маркет и Sela).

Дальше на север по 471-й трассе на бесплатный паром.
После парома начинаем отслеживать левые повороты. Это уже территория национального парка. Въезды отмечены большими коричневыми указателями. И пусть вас не смущает надпись около стрелки «3 km» – соответствующий поворот всего в сотне метров дальше, а 3 километра надо ехать по грунтовке от шоссе.

Начать путешествие удобно с одной из двух точек.
Первой на вашем пути будет озеро Käkövesi и одноимённая стоянка.
Здесь можно оставить машину (парковка бесплатная) и спустить (а если надо, как в нашем случае, то сначала собрать) лодки.
Есть место для костра, дровенник, туалет.

Мест для палаток достаточно, но здесь они без досок. Просто ровные полянки.
Очень приятный сосновый лес, мелкий пляж (правда с травой). И постоянно кто-нибудь приезжает-уезжает.

Второй точкой, откуда можно начать путешествие, является Kirkkoranta.
Отличный автомобильный подъезд к самому берегу, туалет, мусорные баки.

Чуть в сторонке, на холме в лесу, два места под палатки, но народу много, поэтому есть вероятность, что они будут заняты.

Сперва мы решили начать путешествие с местечка Nahkiaissalo, но это оказалось не лучшей идеей: там есть парковка для автомобилей, но нет выхода к воде и нет места под лагерь. Оттуда можно лишь пройтись по экологической тропе (3,3 км) с выходами к озеру и весьма крутым рельефом.

Мы дошли пешком по этой тропе до стоянки Lohilahti, но она нас не восхитила: закрытая бухта, пара мест под палатку, туалет, кострище и куча комаров. Да и таскать вещи по крутой лесной тропе было совсем неохота. Поэтому мы поехали на стоянку Kirkkoranta, и как выяснилось, правильно сделали.

Итак, мы начали наше путешествие с Kirkkoranta. Приехали к вечеру, поставили палатки, поели, погуляли, пособирали грибы.
Утром собрали байдарки, попрощались с машиной и двинулись в гости к нерпе.

Первой точкой на нашем пути была некая туристическая достопримечательность Ukonvuori.
Очень неспешным ходом идти от Kirkkoranta полчаса.

Сразу оговорюсь: мы передвигались очень неспешно. Таймень как баржа… Загруженная, надёжная, комфортная, тяжёлая и неповоротливая. В каждой лодке один полноценный гребец-взрослый и юнга, который, конечно, весло держит, но вот пользы от этого…
Так что если вы все такие крутые спортсмены, то смело делите наше время на 2, а то и на 3.

Итак, Ukonvuori. Здесь туристам предлагается выпить водки напрячь фантазию и увидеть на красивейших скалах пляшущих человечков наскальную живопись пещерных людей.

Для тех, кому водки фантазии не хватило установлены стенды с подробной инструкцией и картинками.
Нам не помогло. Так человечков и не увидели.
Собрали очередной гриб, полюбовались красивейшими скалами и двинулись дальше.

От Kirkkoranta до Laajakaarre нашим медленным ходом минут 45-50.
На одной байде с двумя гребцами мы позднее проходили это расстояние минут за 30.

На первую ночёвку мы решили остановиться в Laajakaarre, благо стоянка была пуста, а погода начинала портиться.
В Laajakaarre только два места под палатки, так что есть риск прийти на занятое место и обломаться.

Все стоянки оснащены очень комфортными кострищами, на которых можно варить, жарить, делать шашлыки, запекать традиционные финские сардельки…
А вот наш обычный ужин: молодая финская картошка, фрикадельки, чай. Местные же ограничиваются парой сарделек и холодной водой, привезённой с собой, потому как путешествуют без кухонной утвари и кипятить воду им негде. И вообще они путешествуют очень аскетично, даже пенки в палатки не берут, поэтому и поставить её могут только на специально построенные места с деревянными щитами.

Утром мы собрали лагерь и двинулись на север.
Следующая остановка Lapinniemi.
Оттуда как раз снималась предыдущая группа. Мы вышли на берег, размяли ноги, традиционно собрали гриб, покупались и двинулись дальше, решив тут не оставаться на ночь, хотя место очень славное. Достаточно мест под палатки (2 с досками и ещё пара полянок), кострище, туалет… Всё разнесено – места много.

Заночевать мы планировали на Pitkäsaari.
Этот перегон дался нам нелегко, т.к. поднялся сильный встречный ветер, а северная часть парка характеризуется достаточно широкими открытыми пространствами. Выгребли, конечно, но устали…

По картам на Pitkäsaari две стоянки.
На южной части острова примыкает маленький островок (или полуостровок), где стояла палатка. Туда мы соваться не стали.
Пошли вдоль острова с востока, как нарисовано на нашей карте. Так вот это неправда! Обе стоянки расположены на западном берегу острова.
Там действительно две полноценные стоянки. Более северная, где мы и встали, без причала и туалета. Места под 2-3 палатки.
Причалили к камням, а в «huussi» бегали по указателю к соседям.
Но кострище, дровенник и места под палатки есть.

Южная стоянка на острове Pitkäsaari полноценная, с туалетом и причалом, с большой поляной под палатки.
Вообще как-то очень много народу оказалось на этом острове. Постоянно мимо нас ходили (пешком) люди то с севера на юг, то с юга на север… Впрочем была суббота и такое паломничество было ожидаемым.

Самой северной точкой нашего маршрута могла бы стать туристическая достопримечательность Vierunvuori.
Но не стала, так как ветер утром задувал с новой силой, и нам стало лениво полчаса выгребать против ветра, пересекая весьма оживлённый фарватер…

Вместо водной прогулки на север пошли на тропу Mäntysalon polku.
На байде пересекли пролив, причалили к удобному причалу.

Все тропы в парке хорошо протоптаны (видимо там по весне тренируются местные солдаты, устраивая марш-броски) и размечены маркерами на деревьях. Заблудиться невозможно.
Правда дети чуть не ушли на второй круг в погоне за белками. Но вовремя одумались и вернулись.

Тропа 3,8 км, и на её преодоление бодрым шагом уйдёт не менее 1,5 часов. Рельеф крутоват, поэтому плохоходящим лучше подождать на причале. Местные егеря постарались и проложили тропу через все окрестные гряды и перевалы, показав максимальное разнообразие рельефа.
Скальные лбы с видом на озеро оснащены скамеечками. Очень приятно, можно посидеть пару минут, передохнуть, съесть случайно завалявшуюся в кармане конфетку…

Следующим утром мы двинулись на юг, уже по западной части акватории парка.

И лежал наш путь в Pyylinoja.
Кстати, все стоянки отмечены круглыми бело-голубыми знаками и хорошо видны издалека с воды. Не промахнётесь.

Идти недалеко, ветер не злобствовал, дул в спину, так что дошли быстро (чуть больше часа).
На этой стоянке помимо основного набора удобств есть ещё и «лаава» (это такой деревянный полудомик-полунавес. В нём можно пересидеть дождь, или даже заночевать если что).

Три места под палатки. Правда муравьёв там!.. Самая муравьиная стоянка. Впрочем, они оказались достаточно мирными, и мы друг другу не мешали.

Пообедав, выяснили из инфостенда и проходящих мимо по размеченной тропе туриков, что здесь тоже есть экологическая тропа (которой, кстати, нет на карте парка).
Ну силы же остались! Пошли гулять!
И надо отметить, что эта тропа понравилась нам гораздо больше, чем в Nahkiaissalo.
Она менее рельефная, местами превращающаяся в грунтовую дорогу, и удовольствие от прогулки мы получили огромное.

В одном месте тропа вывела нас к мостику, под которым мы теоретически могли бы выйти на юг через протоку со смешным названием Kerma (сливки) в Ruokosalmi и Ruunavesi. Там вполне проходимо для байдарки, но нам туда было не надо. А главное обратно фиг выгребешь, так что это была бы дорога в один конец.

Pyylinoja порадовала нас красивым закатом!
Отличное место, одно из лучших в парке, и по природе и по оснащённости.

Двигаясь на юг, мы должны были пройти через сужение, достаточно невнятно показанное на картах.
Мы приготовились к худшему, но оказалось, что это более чем проходимая протока, широкая и спокойная.

Дальше мы планировали перейти на Syväniemi, но по ходу маршрута наши планы резко изменились и мы пошли на уже хорошо знакомую Laajakaarre мимо острова Murtosaari и двух длинных проток, в которые запросто можно случайно зайти и заблудиться там.

Перегон Pyylinoja-Laajakaarre неторопливо прошли за два с небольшим часа.

На следующий день мы направились в Vaajasalo.
Перегон Laajakaarre-Vaajasalo оказался тоже небольшим, и мы, как могли, растягивали удовольствие.
Зашли на стоянку Hirviniemi, посмотрели бобровые хатки, полюбовались на лебедей.

На Hirviniemi два отдельных кострища, так что там могут комфортно и не мешая друг другу расположиться две группы.
Всего два стационарных места под палатки, но много ровных площадок, есть где поставиться. Просторное место. Правда подозреваю, что там комаров много, но мы проверять не стали и пошли на следующую стоянку.

И, наконец, самой южной точкой нашего маршрута стала Vaajasalo.

Стоянка скальная, три места под палатки, остальное – каменные глыбы. Причём одно место на самой верхушке скалы – для любителей созерцать окрестности.

Пейзаж вокруг очень красивый. Можно посидеть на самом верху и помечтать о вечном!

Несмотря на то, что напротив расположены аж две стоянки Lohilahti, это место стало единственным популярным на всём нашем маршруте.
На имеющиеся три места для палаток пришли четыре группы!
Последним пришлось уйти не солоно хлебавши…

На нашей карте почему-то отсутствует достопримечательная точка Havukkavuori. Но она есть на всех инфостендах.
Конечно, мы туда метнулись.
Скорее всего, там когда-то была очередная стена с пляшущими человечками, но, видимо, от их бешеных плясок, она обрушилась.
На местности никаких бело-голубых кругляшков мы не нашли.

Зато не поленились и прошли в следующую бухту. И были вознаграждены шикарным зрелищем – огромный треугольный грот в отвесной стене!

Для тех, кого не устраивают масштабы Коловеси (а весь парк с юга на север километров пятнадцать, и в ширину километра четыре) покажу карту окрестностей. Местечко Linnansaari кажется тоже является заповедником или национальным парком – можете наведаться и туда.
Только потом расскажите что да как, интересно же…

Подытожу: Коловеси – отличное место для семейного отдыха с детьми. Спокойно, неторопливо, отличные стоянки, небольшие переходы.
Если же вы любите бурные реки, сильные ветра, высокие волны и многокилометровые перегоны – вам сюда не надо.

Наша семья желает вам тёплого лета, интересных путешествий и новых приключений!