Форт «Красная Горка»

Форт «Красная Горка» (Алексеевский) — один из двух мощных береговых фортов Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого. Входил в состав мощной минно-артиллерийской позиции, надёжно защищавшей подступы к столице государства от подхода крупных кораблей противника.

Форт начал строится в 1909 году, одновременно с фортом Ино, для обороны входа в Финский залив. Он находится на высоком береговом мысу, покрытом густым сосновым лесом и состоит из расположенных уступом орудийных позиций. Железнодорожная ветка соединяла его с посёлком Лебяжее. В 8 км к западу от форта на берегу Финского залива дополнительно возвели две батареи для 6-дм орудий «Кане» и 120-мм орудий и большой бетонный командный пункт, получивших общее название форт «Серая лошадь», предназначенные для прикрытия подходов к «Красной горке».

Мемориал с пушками и памятником.

Артиллерийское вооружение было сходно с артиллерией форта Ино — батарея из восьми 11 дм. гаубиц, восемь 10 дм. орудий системы «Бринка», шесть 6 дм. скорострельных пушек «Канэ», а также восемь 12 дм. орудий. Орудийные позиции соединены друг с другом крытыми ходами — патернами и окружены подземными погребами, галереями, командными пунктами и укрытиями для орудийной обслуги. В целом форт был боеготов к 1915 году.

Участия в боевых действиях первой мировой войны форт не принимал никакого. В 1918 г. в связи с продвижением немецких войск к Петрограду военный совет Балтфлота распорядился заминировать все батареи и сооружения форта. 20 августа 1918 г. внезапно взорвались пороховые погреба двух батарей. Причина не вполне ясна до сих пор — то ли грозовая молния, то ли саботаж.

 

Во время Отечественной войны форт был важнейшей частью обороны Ораниенбаумского плацдарма. Радиус действия его орудий значительно влиял на дальность продвижения немцев. По железнодорожным путям форта и вокруг него курсировали железнодорожные транспортёры с 180- и 356-мм орудиями, а так же два бронепоезда — «Балтиец» и «За Родину», которые вели контрбатарейную борьбу с немецкими дальнобойными батареями, обстреливавшими Ленинград.

Форт существовал как воинская часть до начала 1960-х, после чего был разоружён, пушки и оборудование отправлены на переплавку. В 1975 г. на форте создали мемориал, на бывшей 6-дм. батарее установили три орудия (100-, 130-мм и 6-дм. орудие «Кане») и два ж/д орудийных транспортёра — ТМ-3-12 и ТМ-1-180.

 

Форт в ужасном состоянии — разграблено абсолютно всё, даже то что было приколочено и приварено.

Остатки орудийной позиции.

Циничная надпись «охраняется государством». На самом деле разворовано всё кроме бетонных стен.

Ещё один капонир.

 

Берег в месте постройки форта очень высокий и крутой — идеальное место для обороны.

Деревья феерические, самых разных форм — далёкое эхо войны.

 

На рейде Финского залива корабли ждут разрешения пройти через дамбу.

Летом тут наверное классная песочница.

Вот вдалеке показались останки былой мощи.

Раньше эта территория охранялась, но теперь здесь ни души.

Удивительно, но бронепоезд пока стоит, но по слухам доживает последние дни.

Это — 305-мм установка ТМ-3-12.

 

От орудий остались лишь «пеньки».

Сам форт огромен по площади — это всё он до горизонта, и сзади ещё столько же…

 

305 мм орудие на ж.д. транспортёре.

Ракету уже давно спёрли. Справа фотка из педивикии, для грустного сравнения.

 

Снова 305 мм орудие.

 

Чудом уцелевшая 130 мм корабельная артиллерийская установка.

 

Артиллерийская 180 мм установка.

 

305 мм орудие, вид сзади.

130 мм корабельная артиллерийская установка — вид сзади.

 

Наши детишки были в восторге от такого аттракциона.

 

130 мм корабельная артиллерийская установка.

 

Собственно форт, точнее его небольшая часть.

 

«Здесь кажется избушка стояла»…

Входы в основной комплекс завалены, но в некоторых местах можно пролезть внутрь.

 

Внутри пусто и насрано. К сожалению буквально.

 

Вход в помещения форта.

Местами висят мемориальные таблички.

 

С форта срезано всё металлическое, даже потолок унесли в металлолом.

Остатки охранной системы.

 

Один из входов внутрь форта.

Тоже вход, но менее парадный.

Развалины здания, то ли церковь, то ли водонапорная башня — не поймёшь уже.

Снова домик на побережье

Финский залив.

Из под льда торчат камни.

Берег Финского залива.

Лёд крепкий (но как потом оказалось — не везде) и можно прогуляться по заливу.

Весь залив в торосах.

Вот в таких.

 

А вот что остаётся от провалившегося под лёд детёныша. Хорошо машина была рядом — отогрели, даже не чихал потом.

На этом всё.

 

  • Дмитрий

    Спасибо. Всегда задумывался, что там сейчас. В 91 году там проходил КМБ и принимал присягу. Потом служил В Кронштадте. А что там от экипажа осталось?

  • Людмила

    Выглядит не сильно отличным от того, что было там 5 лет назад. В музей не ходили?

    • А там музей есть? Мы когда там ходили, вообще никого и ничего не нашли — целина от стоянки до колючки.