Вернуться к Театральные хроники

Арлекин–2015

За весенней суетой, погоней за солнышком и прочими движжухами как-то очень быстро прошёл очередной двенадцатый Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин».
А ведь это незаурядное событие, пропустить которое нельзя.
Мы и не пропустили, просто обзор выходит с небольшой задержкой.

Итак… В 2015 году в конкурсе участвовали 6 спектаклей.

«Далеко-далеко», режиссер Анна Иванова-Брашинская. Большой театр кукол (г. Санкт-Петербург)
«Как Эква-Пырись на охоту ходил», режиссер Александр Савчук. Няганский детский музыкально-драматический театр (г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)
«Когда я снова стану маленьким», режиссер Евгений Ибрагимов. Совместная постановка Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова и Творческого объединения КультПроект (г. Санкт-Петербург)
«Лететь…», режиссер Екатерина Максимова. Томский областной театр юного зрителя
«Пиноккио», режиссер Луана Граменья. Екатеринбургский театр кукол
«Удивительное путешествие кролика Эдварда», режиссер Глеб Черепанов. Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.

Но обо всём по порядку…
Спектакли «Далеко-далеко» и «Когда я снова стану маленьким» наши, питерские. А домашние спектакли я стараюсь отсматривать не в рамках фестиваля – невозможно же увидеть всё! Поэтому их я пока не видела и оценить не могу. Но теперь эти спектакли твёрдо заняли свои места в моих театральных планах. Обязательно идти и смотреть!

А между тем Российская Национальная театральная премия «Арлекин» 2015 года в номинации «ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ» присуждена спектаклю «Когда я снова стану маленьким».
Этот же спектакль получил награды в номинациях:
• «Лучшая работа режиссера»: Евгений ИБРАГИМОВ.
• «Лучшая мужская роль»: Тарас БИБИЧ за роль Владека.
• «Лучшее художественное оформление спектакля»: сценография и костюмы – Эмиль КАПЕЛЮШ; куклы и объекты – Наталья МИШИНА.
• «Лучшая работа драматурга»: Елена ЧАРНИК.
• Специальная премия театральных журналистов и критиков.
• Специальный приз Генерального информационного партнера фестиваля ГРК «Радио России» «За способность превратить национальное в общечеловеческое»: артисту Тарасу БИБИЧУ, исполнителю роли Владека.

Спектакль «Далеко-далеко» Большого театра кукол (г. Санкт-Петербург) также оказался неоднократно отмечен уважаемым жюри:
• «Лучшая женская роль»: Мария БАТРАСОВА за роль Мачехи.
• «Лучший актёрский ансамбль».
• «Лучшая работа хореографа»: Татьяна ГОРДЕЕВА за хореографию в спектакле.
• «Лучшее музыкальное оформление спектакля»: Анатолий ГОНЬЕ за музыкальное оформление спектакля.
• Специальный приз Генерального информационного партнера фестиваля ГРК «Радио России»: актрисе Василисе РУЧИМСКОЙ, исполнительнице роли Сестры.

А вот «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (режиссер Глеб Черепанов) Московского Художественного театра имени А. П. Чехова я, разумеется, не пропустила. Не могу сказать, что это шедевр. Спектакль осовременен, поставлен с учётом модных тенденций. Он весь такой интерактивный и в тренде (да, о нём хочется писать именно такие странные слова).
Но что-то театральное, трогательное, душевное потерялось за всеми этими экранами, видеопроекциями и  звукорядами…
Тем не менее, спектакль получил две вполне заслуженные награды:
• «Лучшая работа композитора»: Олег ВАСЕНИН за музыку к спектаклю.
• Специальная премия Жюри: Александру МОЛОЧНИКОВУ за создание заглавной роли.
Опытные театральные зрители говорят, что наш «Кролик» в театре «Суббота» более трогательный и душевный, но в «Субботу» я идти пока не решаюсь.

Спектакль «Пиноккио» (режиссер Луана Граменья) Екатеринбургского театра кукол доча смотрела без меня. Он не произвёл на неё впечатления.
И по отзывам я поняла, что спектакль мрачноватый, тяжёлый. Может быть, он адресован более старшим зрителям?
Но, видимо, это красивая мрачноватость, т. к. спектакль получил свою награду:
• «Лучшее художественное оформление спектакля (работа художника по костюмам и маскам)»: Франческо ДЖИВОНЕ за костюмы и маски.

Спектакль «Лететь…» (режиссер Екатерина Максимова) Томского областного театра юного зрителя мне, к сожалению, посмотреть не удалось, а жаль.
• Специальная премия Союза театральных деятелей Российской Федерации: творческая командировка присуждена Владимиру ХВОРОНОВУ, исполнителю роли Медвежонка в спектакле «ЛЕТЕТЬ…».

Очень странно для меня, что замечательный спектакль Няганского детского музыкально-драматического театра «Как Эква-Пырись на охоту ходил» не получил никаких наград. Этот спектакль мне посчастливилось посмотреть. Отличная работа! Причём не могу выделить никакие составляющие.
Режиссёрская, актёрская работа, костюмы, звук, декорации и реквизит – всё на высочайшем уровне.
Спектакль очень понравился и мне, и пятилетней доче.
Отдельно отмечу, что традиционно спектакли якутов, ненцев основаны на народном эпосе, сопровождаются традиционной озвучкой. Сохраняются народные костюмы и традиции. За всё это им респект и уважуха.

Теперь о внеконкурсной программе, которая традиционно для Арлекина богата и насыщена событиями.

• Специальной премии Дирекции премии и фестиваля удостоен спектакль «СКАЗКИ ИЗ МАМИНОЙ СУМКИ». Режиссёр Марфа ГОРВИЦ. Спектакль создан при поддержке «Театра вкуса» и Театра «Домик Фанни Белл», г. Москва

• Приз зрительских симпатий «Глазами детей» вручён спектаклю «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ВЕТРА. OMBRE ONDEGGIA» (режиссеры Антонелло ЧЕККИНАТО, Елена ШИФФЕРС, Приска МОРНАДЖИНИ). Международный проект «Театр без Границ», Россия – Швейцария. При поддержке Благотворительной общественной организации «Перспективы» (Россия) и Ассоциации Giullari di Gulliver (Швейцария).

А я хочу сказать пару слов о премьерном «Незнайке» от «Зазеркалья». Я видела этот спектакль и по достоинству оценила его.
Как всегда, качественная, профессиональная работа, адресованная нашим юным зрителям.
Весёлый содержательный мюзикл с запоминающимися (как и положено мюзиклу) песнями и отличными стильными костюмами.
Рекомендую детям 5-8 лет.

Жаль, что в этом году мы не увидели Кемеровский театр для детей и молодежи, который несколько лет подряд привозил отличные качественные спектакли. Не приехал и любимый питерскими зрителями РАМТ.
Но зато в друзьях Арлекина появился наш Санкт-Петербургский Упсала-цирк. Надеюсь, эта дружба продолжится.
Впервые на Арлекине появился московский проект Бэби-театр (Проект «Бэби Сцена». Театр «Домик Фанни Белл»).
Отдельное спасибо Арлекину за работу с фондом «Адвита» и привлечение внимания к детям с ограниченными возможностями и театральными проектами для них. Этому направлению традиционно уделяется много внимания на фестивале, за что организаторам низкий поклон.

Жаль, что эта замечательная театральная неделя пролетает так быстро. Но лично для меня оставлено богатое «домашнее задание». Есть что посмотреть и подготовиться к следующему фестивалю.
Берите детей и идите в театр! Это здорово!