Вернуться к Музеи

Ледокол-музей «Красин»

Помните я сетовал на то, что не смог попасть на борт ледокола «Красин»? В минувшую субботу мне всё-таки удалось посетить этот ледокол-музей.

Оказывается в нашем городе в начале мая 2014 года, пройдёт фестиваль ледоколов, приуроченный к 150-летию ледокольного флота в России. В рамках этого фестиваля на борт ледоколов будут пускать всех желающих. Помимо «Красина», который уже никуда не ходит, у набережных Лейтенанта Шмидта и Английской уже пришвартованы близнецы-братья ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург». А к началу фестиваля обещают прибытие ещё нескольких ледоколов. К сожалению атомоход «50 лет Победы» к нам не придёт, но и без него будет очень интересно.

А пока, перед началом фестиваля специально для устроители фестиваля организовали эксклюзивную экскурсию на ледокол-музей «Красин».
А пока, перед началом фестиваля специально для устроители фестиваля организовали эксклюзивную экскурсию на ледокол-музей

 

Ледокол «Красин» расположен в самом конце набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове, у Горного института. Кстати, красное квадратное судно на заднем плане — это первая в мире плавучая атомная электростанция.
Ледокол

 

Ледоколу почти сто лет, юбилей будет через три года, так что на фоне своих более молодых коллег он выглядит маленьким. Тем не менее у этого ледокола внушительный послужной список и не один десяток спасённых жизней на счету.
Ледоколу почти сто лет, юбилей будет через три года, так что на фоне своих более молодых коллег он выглядит маленьким. Тем не менее у этого ледокола внушительный послужной список и не один десяток спасённых жизней на счету.

 

Ледокол «Красин» (первоначально он носил имя «Святогор») был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства в 1916 году. Первый выход в море он совершил 3 января 1917 года. А 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Последнее плавание он совершил в 1998 году, после чего «Красин» пришвартовался у Горного института и переквалифицировался в недвижимость музей.
Ледокол

 

Трап на ледокол. Экскурсии только групповые, либо из случайных посетителей, либо из организованных групп по предварительной записи. На высоких каблуках не пускают. Впрочем для нескольких девушек в нашей группе сделали исключение, в отместку заставив расписаться в каком-то журнале и застращав больницей и ЧМТ. Детей дошкольного возраста тоже лучше не приводить — это всё-таки довольно тесный корабль, а не круизный лайнер.
Трап на ледокол.

 

Кают-компания. Здесь нам прочитали краткую (всего на полчаса) вступительную лекцию.
Кают-компания. Здесь нам прочитали краткую (всего на полчаса) вступительную лекцию.

 

После лекции нас повели на экскурсию, которую проводил Владимир Иванович Корзун. Очень хороший экскурсовод, много знающий о корабле, и самое главное — не скучно об этом рассказывающий.
После лекции нас повели на экскурсию, которую проводил Владимир Иванович Корзун. Очень хороший экскурсовод, много знающий о корабле, и самое главное - не скучно об этом рассказывающий.

 

Швартовые канаты обязательно снабжены антикрысиными приспособлениями.
Швартовые канаты обязательно снабжены антикрысиными приспособлениями.

 

Все наружные двери имеют несколько неудобных особенностей — они маленькие, с очень высоким порогом и снабжены мощными запорными механизмами. Девушки на каблуках очень страдали.
Все наружные двери имеют несколько неудобных особенностей - они маленькие, с очень высоким порогом и снабжены мощными запорными механизмами. Девушки на каблуках очень страдали.

 

Кормовой кнехт. На корме установлен буксирный клюз, через который проходит буксировочный трос.
Кормовой кнехт. На корме установлен буксирный клюз, через который проходит буксировочный трос.

 

Одним концом буксировочный трос крепится к проводимому через льды судну, а другим концом — вот к этой буксирной паровой лебёдке мощностью 120 л.с.
Одним концом буксировочный трос крепится к проводимому через льды судну, а другим концом - вот к этой буксирной паровой лебёдке мощностью 120 л.с.

 

Обычно караван судов следует самостоятельно следом за ледоколом, который прокладывает им путь во льду. Буксировка же судов используется в сложных условиях, например при сжатиях льда. Тогда суда каравана по одному берутся на буксир и следуют близко от кормы ледокола. При этом двигатели буксируемого судна также работают. В современных же ледоколах на корме делается специальный вырез под нос буксируемого судна, чтобы уменьшить расстояние между судном и ледоколом до минимума.
Обычно караван судов следует самостоятельно следом за ледоколом, который прокладывает им путь во льду.

 

На корме по правому борту организован полузакрытый павильон, в котором размещена выставка «Даёшь Нобиле!», посвящённая героическому спасению итальянцев, потерпевших крушение на дирижабле в 1928 году.
На корме по правому борту организован полузакрытый павильон, в котором размещена выставка

 

Специальные гаечные ключи для ремонта винтов.
Специальные ключи для ремонта винтов.

 

С правого борта ледокола открывается чудесный вид на центр города.
С правого борта ледокола открывается чудесный вид на центр города.

 

Маленький кран на фоне своих больших собратьев.
Маленький кран на фоне своих больших собратьев.

 

Спасательный круг. Почему-то на английском языке в названии ледокола две буквы «С».
Спасательный круг. Почему-то на английском языке в названии ледокола две буквы

 

Каюта капитана богато украшена по моде пятидесятых годов прошлого века. В гостиной видное место занимает радиоприёмник. Отдельно умиляют графин со стаканом…
Каюта капитана богато украшена по моде пятидесятых годов прошлого века. В гостиной видное место занимает радиоприёмник. Отдельно умиляют графин со стаканом...

 

Окна каюты капитана смотрят на бак (так называется носовая часть судна) ледокола.
Окна каюты капитана смотрят на бак (так называется носовая часть судна) ледокола.

 

А если высунуться из этого окна, то можно увидеть, где заканчивается набережная Лейтенанта Шмидта.
А если высунуться из этого окна, то можно увидеть, где заканчивается набережная Лейтенанта Шмидта.

 

После каюты капитана нам показали радиорубку. В ней помимо навигационных приборов, необходимых для реальной работы, собрано много исторических, устаревших, приборов. На видном месте висит чудо технической мысли — доисторический калькулятор вахтенная доска. Это нехитрое приспособление позволяло документировать курс и скорость корабля в течение четырёх часов одной вахты. Верхний круг служит для отметки изменений курса, а нижний прямоугольник — для отметки скорости. Наглядно и просто.
После каюты капитана нам показали радиорубку.

 

А это уже более продвинутое оборудование — эхолот. Прибор исправно работает и честно сигнализирует об опасности — глубина под ледоколом всего чуть больше метра. Впрочем для надёжно пришвартованного музея это более чем нормально.
А это уже более продвинутое оборудование - эхолот.

 

Дальше нас повели в рулевую рубку, которая расположена непосредственно над каютой капитана. В ней тоже установлена куча разных приборов, ручек, кнопок и переключателей. Ну и штурвал разумеется, куда же без него. А это — коробка передач машинный телеграф. Вы наверняка знаете, как он работает: вахтенный дергает ручку, отмечая требуемый режим работы двигателей. А мотористы в машинном отделении бросают карты, подтверждают получение приказа, и начинают крутить вентили и дёргать рычаги, изменяя скорость судна.
Дальше нас повели в рулевую рубку, которая расположена непосредственно над каютой капитана.

 

Место вахтенного офицера. Оцените изящество линий и эргономику сиденья.
Место вахтенного офицера. Оцените изящество линий и эргономику сиденья.

 

Шлюпки по правому борту ледокола.
Шлюпки по правому борту ледокола.

 

А это машинное отделение.
А это машинное отделение.

 

В завершение экскурсии мы отправились на нос корабля. На рубке красуется герб СССР. Ряд окон под ним — это каюта капитана. а выше — окна рулевой рубки.
В завершение экскурсии мы отправились на нос корабля. На рубке красуется герб СССР. Ряд окон под ним - это каюта капитана. а выше - окна рулевой рубки.

 

Рында, действующий экземпляр.
Рында, действующий экземпляр.

 

Бак ледокола.
Бак ледокола.

 

На этом наша экскурсия завершилась. Ещё раз хочу поблагодарить Владимира Ивановича за интересный рассказ.
На этом наша экскурсия завершилась. Ещё раз хочу поблагодарить Владимира Ивановича за интересный рассказ.