Помните я сетовал на то, что не смог попасть на борт ледокола «Красин»? В минувшую субботу мне всё-таки удалось посетить этот ледокол-музей.
Оказывается в нашем городе в начале мая 2014 года, пройдёт фестиваль ледоколов, приуроченный к 150-летию ледокольного флота в России. В рамках этого фестиваля на борт ледоколов будут пускать всех желающих. Помимо «Красина», который уже никуда не ходит, у набережных Лейтенанта Шмидта и Английской уже пришвартованы близнецы-братья ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург». А к началу фестиваля обещают прибытие ещё нескольких ледоколов. К сожалению атомоход «50 лет Победы» к нам не придёт, но и без него будет очень интересно.
А пока, перед началом фестиваля специально для устроители фестиваля организовали эксклюзивную экскурсию на ледокол-музей «Красин».
Ледокол «Красин» расположен в самом конце набережной Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове, у Горного института. Кстати, красное квадратное судно на заднем плане — это первая в мире плавучая атомная электростанция.
Ледоколу почти сто лет, юбилей будет через три года, так что на фоне своих более молодых коллег он выглядит маленьким. Тем не менее у этого ледокола внушительный послужной список и не один десяток спасённых жизней на счету.
Ледокол «Красин» (первоначально он носил имя «Святогор») был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства в 1916 году. Первый выход в море он совершил 3 января 1917 года. А 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Последнее плавание он совершил в 1998 году, после чего «Красин» пришвартовался у Горного института и переквалифицировался в недвижимость музей.
Трап на ледокол. Экскурсии только групповые, либо из случайных посетителей, либо из организованных групп по предварительной записи. На высоких каблуках не пускают. Впрочем для нескольких девушек в нашей группе сделали исключение, в отместку заставив расписаться в каком-то журнале и застращав больницей и ЧМТ. Детей дошкольного возраста тоже лучше не приводить — это всё-таки довольно тесный корабль, а не круизный лайнер.
Кают-компания. Здесь нам прочитали краткую (всего на полчаса) вступительную лекцию.
После лекции нас повели на экскурсию, которую проводил Владимир Иванович Корзун. Очень хороший экскурсовод, много знающий о корабле, и самое главное — не скучно об этом рассказывающий.
Швартовые канаты обязательно снабжены антикрысиными приспособлениями.
Все наружные двери имеют несколько неудобных особенностей — они маленькие, с очень высоким порогом и снабжены мощными запорными механизмами. Девушки на каблуках очень страдали.
Кормовой кнехт. На корме установлен буксирный клюз, через который проходит буксировочный трос.
Одним концом буксировочный трос крепится к проводимому через льды судну, а другим концом — вот к этой буксирной паровой лебёдке мощностью 120 л.с.
Обычно караван судов следует самостоятельно следом за ледоколом, который прокладывает им путь во льду. Буксировка же судов используется в сложных условиях, например при сжатиях льда. Тогда суда каравана по одному берутся на буксир и следуют близко от кормы ледокола. При этом двигатели буксируемого судна также работают. В современных же ледоколах на корме делается специальный вырез под нос буксируемого судна, чтобы уменьшить расстояние между судном и ледоколом до минимума.
На корме по правому борту организован полузакрытый павильон, в котором размещена выставка «Даёшь Нобиле!», посвящённая героическому спасению итальянцев, потерпевших крушение на дирижабле в 1928 году.
Специальные гаечные ключи для ремонта винтов.
С правого борта ледокола открывается чудесный вид на центр города.
Маленький кран на фоне своих больших собратьев.
Спасательный круг. Почему-то на английском языке в названии ледокола две буквы «С».
Каюта капитана богато украшена по моде пятидесятых годов прошлого века. В гостиной видное место занимает радиоприёмник. Отдельно умиляют графин со стаканом…
Окна каюты капитана смотрят на бак (так называется носовая часть судна) ледокола.
А если высунуться из этого окна, то можно увидеть, где заканчивается набережная Лейтенанта Шмидта.
После каюты капитана нам показали радиорубку. В ней помимо навигационных приборов, необходимых для реальной работы, собрано много исторических, устаревших, приборов. На видном месте висит чудо технической мысли — доисторический калькулятор вахтенная доска. Это нехитрое приспособление позволяло документировать курс и скорость корабля в течение четырёх часов одной вахты. Верхний круг служит для отметки изменений курса, а нижний прямоугольник — для отметки скорости. Наглядно и просто.
А это уже более продвинутое оборудование — эхолот. Прибор исправно работает и честно сигнализирует об опасности — глубина под ледоколом всего чуть больше метра. Впрочем для надёжно пришвартованного музея это более чем нормально.
Дальше нас повели в рулевую рубку, которая расположена непосредственно над каютой капитана. В ней тоже установлена куча разных приборов, ручек, кнопок и переключателей. Ну и штурвал разумеется, куда же без него. А это — коробка передач машинный телеграф. Вы наверняка знаете, как он работает: вахтенный дергает ручку, отмечая требуемый режим работы двигателей. А мотористы в машинном отделении бросают карты, подтверждают получение приказа, и начинают крутить вентили и дёргать рычаги, изменяя скорость судна.
Место вахтенного офицера. Оцените изящество линий и эргономику сиденья.
Шлюпки по правому борту ледокола.
В завершение экскурсии мы отправились на нос корабля. На рубке красуется герб СССР. Ряд окон под ним — это каюта капитана. а выше — окна рулевой рубки.
На этом наша экскурсия завершилась. Ещё раз хочу поблагодарить Владимира Ивановича за интересный рассказ.
Последние комментарии