Вернуться к Музеи

Подводная лодка С-189

Подводная лодка С-189.

В августе 2007 года в Санкт-Петербурге появился необычный музей — подводная лодка «С-189» 613-го проекта. Она входила в состав Кронштадтского соединения с 1955 по 1990 год. Затем была затоплена, а в начале 2000-х готов энтузиасты подняли её со дна, привели в приличное состояние и с 2007 года она заняла своё место на набережной Лейтенанта Шмидта.

Так как этот музей расположен на одной из набережных Васильевского острова, моё путешествие началось с выходом из станции метро Василеостровская…

Прямо перед станцией метро установлен памятник конке.
Подводная лодка С-189. Прямо перед станцией метро установлен памятник конке.

А чуть подальше — памятник Василию. Подробнее про него здесь и здесь.
Подводная лодка С-189. А чуть подальше - памятник Василию.

Андреевский собор, на углу 6-й линии и Большого проспекта.
Подводная лодка С-189. Андреевский собор, на углу 6-й линии и Большого проспекта.

Пройдя по шестой линии до конца, я вышел на набережную Лейтенанта Шмидта. Вдалеке, на том берегу, внимание сразу привлекает купол Исаакиевского собора.
Подводная лодка С-189. Пройдя по шестой линии до конца, я вышел на набережную Лейтенанта Шмидта. Вдалеке, на том берегу, внимание сразу привлекает купол Исаакиевского собора.

А ниже по течению Невы видны краны порта.
Подводная лодка С-189. А ниже по течению Невы видны краны порта.

Перед кранами стоит красавец-парусник.
Подводная лодка С-189. Перед кранами стоит красавец-парусник.

Снова Исаакий — очень притягательное зрелище…
Подводная лодка С-189. Снова Исаакий - очень притягательное зрелище...

И вот наконец цель моего путешествия.
Подводная лодка С-189. И вот наконец цель моего путешествия.

Подлодку, как настоящее боевое судно, видно только когда подойдёшь к ней совсем вплотную.
Подводная лодка С-189. Подлодку, как настоящее боевое судно, видно только когда подойдёшь к ней совсем вплотную.

Рубка.
Подводная лодка С-189. Рубка.

Рядом с подлодкой — церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы. Один из перископов подлодки нацелен на неё — к вящему удовольствию посетителей музея.
Подводная лодка С-189. Рядом с подлодкой - церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы. Один из перископов подлодки нацелен на неё - к вящему удовольствию посетителей музея.

Дальше я вошёл, а точнее протиснулся, в музей-подлодку…

Внутри подлодки жутко тесно, и каждый сантиметр поверхности густо усеян циферблатами, ручками, кнопками, датчиками и прочим необходимым оборудованием. Фотографировать внутри подлодки было очень сложно. Поэтому фотографии получились несколько сумбурными, но общее впечатление от музея они, как мне кажется, передают.

Один из четырёх носовых 533-мм торпедных аппаратов.
Подводная лодка С-189. Один из четырёх носовых 533-мм торпедных аппаратов.

Носовые торпедные аппараты.
Подводная лодка С-189. Носовые торпедные аппараты.

Первый отсек — носовой, торпедный, жилой. Слева разложены койки экипажа. В походе они были с обоих бортов и в три яруса. Справа торпеды — внизу боевые, а сверху — маленькая торпеда-имитатор. После выстрела она шумела как подлодка и должна была отвлекать противолодочные корабли противника от настоящей подлодки.
Подводная лодка С-189. Первый отсек - носовой, торпедный, жилой. Слева разложены койки экипажа. В походе они были с обоих бортов и в три яруса. Справа торпеды - внизу боевые, а сверху - маленькая торпеда-имитатор. После выстрела она шумела как подлодка и должна была отвлекать противолодочные корабли противника от настоящей подлодки.

Вдоль борта картинно разложены разнообразные приборы, использующиеся на подлодке.
Подводная лодка С-189. Вдоль борта картинно разложены разнообразные приборы, использующиеся на подлодке.

Компьютер, помогающий навести торпеды на цель.
Подводная лодка С-189. Компьютер, помогающий навести торпеды на цель.

Механизм настройки торпеды.
Подводная лодка С-189. Механизм настройки торпеды.

Картина, на которой изображено случайное столкновение танкера и такой же подлодки. Висит во втором отсеке.
Подводная лодка С-189. Картина, на которой изображено случайное столкновение танкера и такой же подлодки. Висит во втором отсеке.

Между каютами офицеров оставлен лишь узенький проход.
Подводная лодка С-189. Между каютами офицеров оставлен лишь узенький проход.

Каюта первого помощника капитана. Вход в открытые каюты закрыт стеклом, поэтому такие блики.
Подводная лодка С-189. Каюта первого помощника капитана. Вход в открытые каюты закрыт стеклом, поэтому такие блики.

Рабочее место замполита.
Подводная лодка С-189. Рабочее место замполита.

Рубка связистов.
Подводная лодка С-189. Рубка связистов.

Вход в рубку закрыт для посетителей.
Подводная лодка С-189. Вход в рубку закрыт для посетителей.

Третий отсек, Центральный пост. Самое интересное для любого посетителя — перископ. Он нацелен на церковь церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, которая расположена неподалёку.
Подводная лодка С-189. Третий отсек, Центральный пост. Самое интересное для любого посетителя - перископ. Он нацелен на церковь церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, которая расположена неподалёку.

Центральный пост. Количество всяческих приборов неподготовленного человека сводит с ума.
Подводная лодка С-189. Центральный пост. Количество всяческих приборов неподготовленного человека сводит с ума.

Корабельный барометр.
Подводная лодка С-189. Корабельный барометр.

Какое-то штурманское оборудование.
Подводная лодка С-189. Какое-то штурманское оборудование.

Шестой отсек. Пост управления электродвигателями.
Подводная лодка С-189. Шестой отсек. Пост управления электродвигателями.

Каждый электродвигатель может работать независимо.
Подводная лодка С-189. Каждый электродвигатель может работать независимо.

Пятый отсек — дизельный. Алюминиевые крышки с дизелей спёрли в металлолом, поэтому пока дизеля стоят нараспашку. Позднее создатели музея к ним хотят заказать декоративные крышки из пластика.
Подводная лодка С-189. Пятый отсек - дизельный. Алюминиевые крышки с дизелей спёрли в металлолом, поэтому пока дизеля стоят нараспашку. Позднее создатели музея к ним хотят заказать декоративные крышки из пластика.

Управление дизелями.
Подводная лодка С-189. Управление дизелями.

Седьмой, кормовой торпедный отсек. Содержит два торпедных аппарата и чучело водолаза. Торпедные аппараты заряжались только на базе, снаружи, и в походе после выстрела становились бесполезными. Костюм же не водолазный, а спасательный. Он служит для аварийного покидания терпящей бедствие подлодки, если она находится под водой. Разумеется посетители от него в восторге. Круче только перископ. 🙂
Подводная лодка С-189. Седьмой, кормовой торпедный отсек. Содержит два торпедных аппарата и чучело водолаза.

Корма подлодки. Здоровые цилиндры внизу — кормовые торпедные аппараты.
Подводная лодка С-189. Корма подлодки. Здоровые цилиндры внизу - кормовые торпедные аппараты.


Четвёртый отсек — камбуз.
Подводная лодка С-189. Четвёртый отсек - камбуз.

Ещё раз хочу отметить жуткую тесноту внутри подлодки. Как в течение тридцати дней автономного плавания на ней ухитрялись жить и работать 54 человека, мне слабо представляется.

На этом увлекательная экскурсия по подлодке завершилась. Дальше я вышел на свежий воздух и хотел посетить ледокол Красин, который находится рядом с подлодкой и тоже представляет собой музей. Но меня ждал большой облом — ледокол закрыт и открываться собирается только для заранее зарегистрированных организованных групп.

На палубе подлодки.
Подводная лодка С-189. На палубе подлодки.

При виде купола Исакия, сразу же хочется его сфотографировать.
Подводная лодка С-189. При виде купола Исакия, сразу же хочется его сфотографировать.

Вход на подлодку заботливо укрыт брезентовой надстройкой.
Подводная лодка С-189. Вход на подлодку заботливо укрыт брезентовой надстройкой.

Снова Нева и Исаакиевский собор.
Подводная лодка С-189. Снова Нева и Исаакиевский собор.

Последний взгляд на подлодку…
Подводная лодка С-189. Последний взгляд на подлодку...

Красавец-парусник, а за ним — ледокол Красин.
Подводная лодка С-189. Красавец-парусник, а за ним - ледокол Красин.

Вот он во всей красе, на фоне кранов порта.
Подводная лодка С-189. Вот он во всей красе, на фоне кранов порта.

Красин, человек и пароход.
Подводная лодка С-189. Красин, человек и пароход.

Подлодка недалеко, но мастерски скрывается.
Подводная лодка С-189. Подлодка недалеко, но мастерски скрывается.


К сожалению ледокол был закрыт для посещения, поэтому пришлось возвращаться домой.
Подводная лодка С-189. К сожалению ледокол был закрыт для посещения, поэтому пришлось возвращаться домой.

На этом всё.