8 декабря 2014 года в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие новой лаборатории сектора реставрации стекла, керамики и фарфора.
Мне впервые удалось рассмотреть здание фондохранилища. А оно достойно внимания!
Жёлтый корпус по центру по замыслу дизайнеров ассоциируется с золотым слитком. А петроглифы на коричневом граните должны наводить на мысль о знаменитой эрмитажной археологической коллекции. И-таки наводят. Редкий случай, когда оригинальный новострой не раздражает, а наоборот полностью соответствует замыслу архитекторов и не уродует любимый город, а украшает его.
Справа стандартный корпус. И во внутреннем дворе тоже. Причём стройка еще ведётся.
Реставрационная лаборатория открыта благодаря средствам, полученным в качестве гранта от благотворительного Фонда Coca-Cola в рамках 250-летия легендарного музея и 20-летия его партнерства с Coca-Cola.
В официальной церемонии открытия лаборатории приняли участие генеральный директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, генеральный директор компании Coca-Cola в России Л. Груич, а также представители местных и федеральных СМИ.
Дальше всех пригласили познакомиться с новыми мастерскими.
Везде черепки и осколки. Чувствуем себя неуютно.
Вот этот паззл привёл бы в замешательство любого археолога, учёного, реставратора…
Но, как всегда, на помощь пришла Великолепная Матильда…
…и паззл моментально сложился.
Именно эти милые дамы с огромным опытом работы, с золотыми руками и горящими глазами буквально по крупицам восстанвливают нашу историю! Спасибо вам, милые!
А это ультрасовременный робот для сборки мозаичных изразцов. Всего лишь мощная вытяжка, которой в этой мастерской оснащено каждое рабочее место.
Ванна, для купания бегемотов совершенно необходимая в технологическом процессе реставрации. Ещё бы знать для чего…
Грузовой лифт для перевозки бегемотов поражает своими размерами.
Дальше нас пригласили в святая святых хранилище Эрмитажа. В этом зале хранятся фрески. Обратите внимание, как устроено хранилище. При необходимости фрескодержатели могут двигаться по рельсам, открывая нужный экспонат.
Эта икона меня поразила. Я могла бы стоять у неё часами. Особенно после пояснения экскурсовода, что это икона-календарь, где отражены дни многих святых в календарном порядке. И если я не вру, она никогда не выставлялась в основной экспозиции Эрмитажа!
Двигаясь по коридорам хранилища, мы постоянно натыкались на всяких женщин и детей, стоящих и лежащих в различных позах. Куда только смотрит служба охраны!
Далее мебель (если такие произведения искусства можно назвать этим пошлым словом).
Экскурсовод рассказывает про 12 стульев изящного гарнитура мастера Гамбса. Что делает у её ног эта картинка и коробочка – неясно. Вряд ли она предназначена для пожертвований благодарной публики.
А что я узнала здесь! Что общего у этого дивана и глагола «обанкротиться»? Кто угадает (почесноку, безгугля)? С меня вкусная конфета!
Смотровое окошко позволяет полюбоваться хранилищем шпалер. (Кстати, чем отличаются шпалеры и гобелены? Опять же не гугля… Вопрос проще, поэтому конфета будет не такая вкусная, но тем не менее…). Обратите внимание, что устройства хранения позволяют менять их как театральный реквизит.
А в этом зале выставлены шатры. Этот – лёгонький, небольшой, шёлковый. Его подарил какой-то султан (простите, не запомнила) своему сыну, приехавшему учиться в Санкт-Петербург. Видимо, уже тогда стоимость приличного съёмного жилья в нашем городе зашкаливала.
Ну а этот шатёр трёхслойный, расшитый вручную… Тяжеленный, красивейший… Выставлять его практически невозможно. Здесь он на специальной раме, за стеклом, в отсеках с оптимальным микроклиматом. Внизу юбка, которая должна по замыслу лежать на земле. Тогда окошки будут ниже и низ гербов и ваз будет у земли. Ещё раз — ручная расшивка. Все вазы и окна уникальны.
Уставшие блогеры уютно устроились в шатре. Минутка отдыха – и дальше, к прекрасному!
Кстати, о микроклимате…
А дальше мы пропали… Нас привели в помещение, где свалены хранятся кареты…
Наша замечательная гид рассказывает про что-то наверху, а мы не можем оторвать взгляд от нижнего зала с каретами.
Но труп лошади коня №10 заставляет оторваться от взглядов вниз и вернуться к верхней экспозиции.
Итак, спускаемся вниз. Здесь роскошь золочёных карет и мрачные портшезы соседствуют и заставляют непрерывно щёлкать затвором фотоаппарата.
Далее комментариев будет мало, а картинок много.
Здесь и ниже карета, которая была заказана к коронации Екатерины I, но подоспела только к коронации Екатерины II. И так бывает…
Прародитель приборной панели. Никакой «цифры», сплошь тёплый ламповый звук аналоговые приборы.
Один – прообраз спидометра? А остальные пять? А как определяли уровень топлива?
Эта карета попроще…
…но тоже с атлантами, гербами и пр.
Пробегая мимо, экскурсовод бросила несколько фраз. Ей-то всё это известно и понятно.
А мы узнали:
1) это портшезы
2) в одном из этих портшезов царицу во время пребывания в Кисловодске носили на море и обратно
3) в углу траурные штандарты, которые были развёрнуты на момент смерти Александра II
Самое интересное, что, оказывается, можно заказать экскурсию по запасникам Эрмитажа. И стОит это вполне гуманно (около 300 р с человека). Но не факт, что удастся увидеть всё, что показали нам – если где-то ведутся работы, то зал закрывают. С другой стороны, может нам что-то не показали?
Спасибо за возможность посетить хранилище Эрмитажа и свежеоткрытые мастерские:
Последние комментарии